Консультация ПДДТТ 23.08.2016

Навыки безопасного поведения на дороге необходимо вырабатывать. Долго и кропотливо. Все дети знают ПДД. И за это спасибо, прежде всего все тому же государственному регулированию в области дорожного движения.

Безопасность детей на дороге

Каждый родитель желает видеть своего ребенка живым и здоровым. Вполне естественное желание. Но вот что интересно!? Желание есть, а действий необходимых для достижения этой цели родители в необходимой мере не предпринимают.

Государственная система обеспечения безопасности дорожного движения говорит нам: «Знания — сила!»

Но можно сказать: «Нет!». Сила — это навыки, рефлексы и привычки. А они не формируются после прочтения книжки, брошюры, прослушивания выступления преподавателя, сотрудника ГИБДД или предупреждения родителей.

Навыки безопасного поведения на дороге необходимо вырабатывать. Долго и кропотливо. Все дети знают ПДД. И за это спасибо, прежде всего все тому же государственному регулированию в области дорожного движения.

В детском саду, в школе и не только дети постоянно слышат о необходимости соблюдать Правила дорожного движения. Но знать ПДД — это одно, а прийти живым и здоровым из дома в школу или обратно — уже совсем другое.

Допустим, ребенок знает, что на красный сигнал светофора переходить дорогу нельзя, а на зеленый — можно. Он дождется зеленого сигнала, а выйдя на дорогу, может попасть под колеса автомобиля, водитель которого решил «успеть» на красный. А сколько пешеходов сбивают на пешеходных переходах, когда они просто идут через дорогу на давно уже горящий зеленый свет?

Нужно сказать, что именно родители могут оказать самое сильное влияние на формирование устойчивых навыков у ребенка. Ведь никто так долго не находиться с детьми, как их папы и мамы, и никто не имеет такого авторитета.

К сожалению, многие родители просто напоминают детям о правилах поведения на дороге и просто водят своих чад за руку через дорогу. Но этого мало. Ребенка нужно тренировать. Если хотите — дрессировать. И делать это необходимо с самого маленького возраста, как только ребенок стал с вами осознанно общаться.

Переход проезжей части во дворе

Особенность дворовых территорий и жилых зон — большое количество припаркованного транспорта. Наезд на малыша, выбежавшего из-за припаркованного автомобиля самый частый вид ДТП в таких местах. Причины могут быть разные: превышение скорости движение водителя, неосмотрительность родителей или ребенка. А решение проблемы может быть одно — приучить ребенка останавливаться перед выходом из-за «укрытия» и оглядываться по сторонам.

Как этого добиться? Каждый раз, подходя к дороге, останавливаем ребенка перед выходом на дорогу перед бордюром (краем проезжей части) или перед выходом из-за стоящего транспорта. Все действия обязательно комментируем вслух. Просим ребенка после остановки смотреть по сторонам.

Очень важный момент! Не учите ребенка «по старинке» смотреть сначала налево, а потом направо. Нужно смотреть туда, откуда едет автомобиль. Учите малыша видеть окружающее пространство.

Если ребенок долго соображает или не слишком охотно поворачивает голову, ему нужно помочь. Родитель берет голову ребенка и поворачивает ее сам.

Переход дороги по регулируемому пешеходному переходу

Еще один важный момент — научить ребенка не начинать переход дороги, когда загорелся зеленый сигнал светофора. Сначала нужно убедиться, что автомобили остановились или останавливаются.

Тут уже некогда просить ребенка и ожидать его реакции. Светофор для вас не будет гореть долго. Каждый раз перед выходом на дорогу вслух комментируем алгоритм действий и помогаем ребенку руками делать нужные движения головой и не делать опасный действий ногами.

То есть, после включения разрешающего сигнала, родитель стоит с ребенком и, поворачивая его голову в сторону автомобилей, проговаривает само действие и его цель: «смотрим, чтобы машины остановились».

При переходе дороги учим ребенка наблюдать за стоящими и, особенно за движущимися автомобилями: подъезжающими к светофору и двигающимися через перекресток. Это проще простого, ведь взрослый знает, откуда может приближаться опасность, остается только акцентировать внимание ребенка на этой опасности.

В процессе ежедневного повторения правильных действий ребенок в будущем будет внимателен при переходе дороги и ни что не ускользнет от его внимания.

Вообще, желательно исключить нерегулируемый пешеходный переход из маршрута школьника, который самостоятельно добирается на учебу. Но это возможно не всегда.

Самое главное в таком месте, научить ребенка не бежать при переходе проезжей части и не выбегать в соседнюю полосу из-за автомобиля, водитель которого уже пропускает пешехода.

Если ваше чадо будет ходить в школу по такому опасному месту, уже с 3-3,5 лет вы должны ежедневно тренировать его умению пересекать проезжую часть по зебре.

До того, как стать школьником, детсадовец уже должен научиться:

* подходить к дороге, видя, откуда подъезжают автомобили;

* останавливаться перед выходом на дорогу;

* начинать переход, убедившись, что водители ему уступают;

* не бежать;

* ни в коем случае не выходить из одной полосы в другую, не убедившись в том, что там не двигается на скорости автомобиль.

Все это нужно, опять же, долго и кропотливо тренировать, комментируя вслух действия и помогая ребенку смотреть в нужную сторону.

Не показывайте ребенку плохой пример.

Не лишним будет напомнить и про то, что ребенок копирует поведение родителей. Хорошее и, особенно, плохое.

Единожды нарушив Правила на глазах у детей, мы показываем им, что их соблюдать не обязательно. И все наши старания идут насмарку.

Кстати, говоря «на глазах у детей» мы не имеем ввиду только своих. Вокруг нас много других детей, которые нам не родные, но они не должны быть чужими.

Обеспечение безопасности детей дело общее. И каждый взрослый должен помнить, что в любую секунду на него могут быть направлены круглые добрые детские глаза. Вы их не видите, а они вас видят – познают мир. Помните об этом!

Инструкции по безопасности ребенка на улице

Рано или поздно в жизни каждого ребенка случается ситуация, когда он может оказаться на улице один и без присмотра. Кто-то

отпускает самостоятельно гулять свое чадо уже в пять лет, а кто-то водит ребенка в школу в соседнем дворе за руку до конца начальной школы. Так или иначе, но неприятности на улице или чрезвычайные ситуации могут произойти как с «уличным», так и с «домашним» ребенком.

В этих двух крайностях есть свои недостатки и достоинства – дети, рано освоившие улицу и самостоятельные прогулки, обычно более доверчивы, общительны, легкомысленны в отношении того, что происходит вокруг. Дети же, которые всю жизнь гуляли под присмотром бабушек и мам, более осторожны, недоверчивы и послушны. Однако, и тех и других легко обмануть или обидеть физически.

Чтобы избежать неприятных ситуаций, чтобы обезопасить ребенка от возможных неожиданностей, с ним предстоит серьезный разговор. Даже если вы планируете встречать ребенка из школы каждый день, вы все равно должны предвидеть, что в жизни порой случаются совершенно незапланированные вещи, и на этот случай у ребенка должна быть четкая инструкция.

Ребенок должен идти домой по строго оговоренному маршруту.

Куда бы вы ни водили ребенка – в школу, секцию, кружок, всегда придерживайтесь одного и того же маршрута в каждое место. Это должен быть не самый короткий путь, а самый безопасный! По самым освещенным местам, там, где наименьшее количество движущегося транспорта и там, где на пути не попадаются потенциально негативные зоны, например, вокзал, автостанция, пивнушка и т.п. По этому маршруту вы должны пройти с ребенком неоднократно и запомнить все приметные места. Отступать от маршрута нельзя ни под каким предлогом, ребенок должен усвоить, что нельзя свернуть поиграть с другом или подружкой детства (садика) в соседнем дворе, ни поболтать с бывшей соседкой, переехавшей в новый квартал, ни поддаваться искушению порезвится на детской площадке, недалеко от его пути и т.д. Т.е. вы даете четкую инструкцию – «в случае, если придется идти домой одному, ты пойдешь только этой дорогой!»

Безопасность общения

Сколько раз мы могли наблюдать, как к одиноко идущим детям обращались прохожие или попутчики в транспорте, чаще сердобольные бабули, и все то им надо знать! «Ты, мальчик, один?», «Девочка, а где у тебя родители?, «Это куда это ты одна?» и т.п. и ведь разговорчивых бабуль не остановить. А разговорчивые детки все готовы выложить в ответ: и что мама задержалась на работе, а папа в командировке, и что обещали купить собаку… «а код от подъезда я знаю»… и «ключ на шее ношу» и т.д. Все это истории из жизни. И со мной произошло в детстве нечто подобное. Я беззаботно болтала с соседкой на лавочке у подъезда, а в трех метрах от нас курил мужчина, которого я даже не заметила! Не помню, что именно я наболтала соседке, но не успела снять пальто, как мужчина зашел в нашу квартиру – просто дернул ручку двери, которую я не успела запереть. Представительный такой дядечка в шляпе и длинном плаще, он спросил, кто из взрослых дома, а сам осматривал прихожую и заглядывал в комнаты. Мне было девять лет и я первый раз осознала, что такое ужас, потому что подсознательно поняла: «этот дядя никакой не знакомый мамы». С криком на весь подъезд «Папа!!!!» я вывалилась на лестничную площадку. Мужчина тут же ретировался.

Итак, ребенок должен запомнить, что в разговоре со взрослыми, знакомые они или нет, даже если он их узнал, нужно быть очень сдержанным, никаких подробностей не сообщать! Чужому человеку можно ответить односложно: «Мама не разрешает мне разговаривать с незнакомыми людьми». Все, точка! На любые дальнейшие высказывания, он должен ответить: «Я вас не знаю». Если с расспросами пристает человек довольно знакомый, но не близкий, не вхожий в ваш дом, рекомендуйте ребенку так же отвечать очень сухо «Здравствуйте, я очень спешу», на расспросы простой ответ: «Я не могу вам сказать».

Категорически запретите ребенку отвечать пьяным и цыганам. А так же быть очень осторожным с незнакомыми детьми. Не пугайте ребенка, не вынуждайте его быть замкнутым и пугливым, ваша цель – объяснить, что такое осторожность.

Безопасность ребенка в общественном транспорте

Если путь лежит не близкий, подготовьте ребенка правильно путешествовать в автобусе, трамвае, троллейбусе. В первую очередь, о безопасности того или иного транспорта – это как само собой разумеющееся. Т.е. нельзя пытаться влезть в переполненный автобус, нельзя прислонятся к дверям, заходить нужно только в передние двери и садится на место ближе к водителю, обходить автобус сзади и т.д. Во-вторых, продумайте, что делать ребенку, если он проехал свою остановку, сел не на тот маршрут и т.д., — к кому обратится, или как вернуться назад.

Советуйте своим детям обратится в первую очередь к водителю или кондуктору, а в метро – к милиции. Объяснить какая остановка или станция нужна и попросить направить в нужном направлении. Кстати, еще я всегда советовала в случае необходимости обращаться на улице не к одиноким тетенькам, бабушкам или мужчинам, а к мамам! К женщине с ребенком или коляской. Они легче отзываются на просьбы о помощи и более надежны, если это слово здесь уместно.

Открытая угроза

Открытая опасность тоже нередкое явление по дороге домой. Предметом посягательства может быть и мобильник, деньги, дорогая куртка, плеер и т.д. Отступая, сразу скажу, что если не можете обеспечить ребенку безопасность и по дороге, и в школе, не давайте ему дорогих вещей, пока он мал. Понятие о взрослости своего ребенка у родителей разное, но балуя дорогой вещью, а ему непременно захочется ей похвастать перед друзьями, вы увеличиваете риск быть обманутым, обиженным и обворованным.

С точки зрения собственной безопасности, объясните ребенку, что если с него требуют телефон, деньги или другие вещи – отдать без боя (одноклассники не считаются), и немедленно уходить от хулиганов. В случае необходимости кричать во все горло, кричать, не стесняясь никого!

Безопасность ребенка на улице

Свой собственный двор часто становится для ребенка слишком привычным, и обманчиво безопасным. Но и здесь его могут подстерегать неприятности. Частый совет родителей: не ездить в лифте с незнакомыми людьми. Но, это не спасает, не исключено, что уже на следующем этаже к нему в лифт подсядут. Поэтому, запретите пользоваться лифтом вообще – пусть поднимается пешком. А в случае опасности на лестнице все та же инструкция – как можно громче кричать и стучать во все ближайшие двери.