Здесь были сосредоточены важные коммуникации, связывающие Москву с регионами страны. Северный речной порт:
1.По каналу «Москва-Волга» на причалы Химкинского водохранилища приходила каспийская нефть, продукция волжских военных заводов и другие грузы для жизнедеятельности города и страны;
2. Железнодорожная станция и депо Ховрино Октябрьской железной дороги связывали с северо-западным регионом Ленинград-Мурманск, здесь ремонтировались и формировались железнодорожные эшелоны, отсюда уходил бронепоезд на фронт в Крюково.
3. Ленинградское шоссе – дорога для снабжения фронта, кратчайший путь к единственному действующему военному аэродрому Москвы на Ходынском поле.
- В Ховрино формировалась и держала оборону Коммунистическая дивизия народного ополчения;
- В районе располагались прожекторные и зенитные установки, оборонявшие Ленинградское шоссе и Химкинское водохранилище;
- Защищали небо Москвы женские подразделения. В одном из них служила И.О. Быховская, жительница нашего района, участница войны с ее первых дней;
- В 1941-1942 годах в Грачевском парке в здании усадьбы располагался госпиталь № 4466. Сотни раненых были излечены в этом госпитале, несколько сотен захоронено в траншеях парка.
ЗАМЕТКИ О ХОВРИНО
В Грачёвском парке братская могила солдат и офицеров (300 человек) Панфиловской стрелковой дивизии, до последней капли крови защищавшей подступы к Москве от немецко-фашистских захватчиков. Каждый год, 9 мая, благодарные потомки приходят сюда, чтобы почтить память тех, кто отдал свою жизнь ради будущего.
Из воспоминаний жительницы района Ховрино:
«У нас был дом очень небольшой, но состоял из двух половин: в одной половине был штабной центр, т. е. там стояли телефоны, провода туда тянулись, связисты там были. Во второй половине обычные солдаты, спали вповалку, прямо на полу, они жили в нашем доме. По берегу канала, где речной вокзал, стояли дальнобойные орудия, для того, чтобы отражать врага. Возле Грачёвки стояли зенитные орудия…»