Проект "Ассоциированные школы ЮНЕСКО" 18.01.2015

В 1953 году ЮНЕСКО приняла решение осуществить грандиозный проект по вовлечению в свою деятельность коллективов школьных учреждений из стран-членов этой организации. Был утвержден Проект по созданию системы ассоциированных школ (ПАШ) ЮНЕСКО. Учреждения, входящие в эту систему, поставили перед собой задачу обучить молодежь в традициях толерантности и понимания международной обстановки с помощью образовательных приемов, основанных на активном участии самих учеников. Сначала в проекте приняли участие 33 школы в 15 государствах, в настоящее время в него входит около 7000 образовательных учреждений в более чем 170 странах. Число школ-участников ПАШ постоянно растет.

В 1953 году ЮНЕСКО приняла решение осуществить грандиозный проект по вовлечению в свою деятельность коллективов школьных учреждений из стран-членов этой организации. Был утвержден Проект по созданию системы ассоциированных школ (ПАШ) ЮНЕСКО. Учреждения, входящие в эту систему, поставили перед собой задачу обучить молодежь в традициях толерантности и понимания международной обстановки с помощью образовательных приемов, основанных на активном участии самих учеников. Сначала в проекте приняли участие 33 школы в 15 государствах, в настоящее время в него входит около 7000 образовательных учреждений в более чем 170 странах. Число школ-участников ПАШ постоянно растет. Участники проекта обмениваются информацией, материалами, проводят совместные мероприятия у себя в стране и за рубежом, подключаются к международным акциям. Проводятся международные конкурсы рисунка, сочинений, фотографий, тематические концерты, выставки, летние лагеря.

Россия присоединилась к проекту ЮНЕСКО в 1957 году. Российская сеть ассоциированных школ имеет огромный потенциал, что позволяет значительно расширять сотрудничество ЮНЕСКО в этой области. Выполняя одну из основных задач ПАШ – обеспечение качественного образования – российские школы отличаются высоким уровнем организации учебного процесса, реализацией инновационных подходов в обучении, разработкой учебно-методических материалов, мотивацией учебной деятельности, гармонизацией взаимоотношений между учителем и учениками, привлечение к научно-исследовательской работе. В настоящее время проект охватывает всю страну: от Петрозаводска и Калининграда на западе до Якутии на востоке, от Мурманска на севере до Дагестана на юге. Для успешной координации их деятельности в нашей стране создано восемь региональных центров, сформированных по географическому принципу: «Балтика-Север», «Юг-Кавказ», «Урал», «Саха-Восток», «Сибирь-Алтай», «Волга», «Центр», «Москва».

Основные направления деятельности Ассоциированных Школ

В проекте Ассоциированных Школ определены четыре главных темы, в рамках которых каждая школа может выбрать для себя одно или несколько направлений. Лучше всего планировать работу в соответствии с темами Международного года или Международного десятилетия (провозглашенных ООН или ЮНЕСКО), а также приурочивать основные мероприятия к Международным дням.

1. Глобальные вызовы и деятельность ООН по их решению. Из списка глобальных проблем (мир, голод, болезни, безработица, неграмотность, загрязнение окружающей среды, культура меньшинств, народонаселение и пр.) выберите одну и изучите ее проявления на местном, национальном и международном уровнях. Что делает для решения этой проблемы ООН (или ее специализированные учреждения) и что планируется сделать в будущем? Проведите дебаты, как эта проблема отражается на вас и что можно сделать для ее решеня.

2. Права человека, демократия и терпимость. В качестве отправной точки школы часто выбирают изучение «Всеобщей декларации прав человека», «Декларации прав ребенка», «Конвенции по правам ребенка», или деятельность в рамках программы ЮНЕСКО «на пути к культуре мира».

3. Изучение взаимодействия культур. Здесь открывается большое поле для деятельности в плане межнационального взаимодействия и взаимодействия культур; изучение обычаев и традиций, а также формирование современного мировоззрения на основе духовной связи поколений. Можно организовать сравнительные выставки и фестиваля совместно с зарубежными школами. Деятельность ЮНЕСКО по сохранению всемирного наследия можно сравнить с работой на местном и национальном уровне.

4. Проблемы окружающей среды. Это направление позволяет изучить международную деятельность в области сохранения природного наследия и окружающей среды и соотнести ее с решением проблем на местном уровне. Исследования могут вестись в области загрязнения почвы, воды и атмосферы, изучения источников энергии, сохранения редких видов живых существ. Могут организовываться экскурсии на природу, посещение заповедников, участие в акциях по защите окружающей среды и летние молодежные лагеря.